ПАО «Мотор Сич» является крупнейшим производителем двигателей для самолетов, вертолетов и крылатых ракет в СНГ. «Мотор Сич» экспортирует свою продукцию в 106 стран. Рынок России в общем объеме экспорта компании составляет около 50%. Несмотря на то, что предприятие с 2014 года, начало свою маркетинговую переориентацию с российского рынка на дальнее зарубежье, например, отказавшись от поставок своих двигателей для российских крылатых ракет, оно не ощущает на себе недостатка в загрузке производственных мощностей и падения торговых оборотов. Продажи новых двигателей составляют 50% от чистой прибыли, ремонт и техническое обслуживание двигателей — 27%, энергетического оборудования производства — 14%. 90% продукции предприятия ориентировано на экспорт. Компания также принимает активное участие в реконструкции украинской газотранспортной системы. ПАО «Мотор Сич» является одним из самых высоко технологических предприятий Украины. Акции компании включены в индексную корзину Украинской Биржи с момента запуска Индекса UX.

Российский вопрос. Двигателями производства «Мотор Сич» оснащены порядка 80%  всех вертолетов, произведенных в России, региональные cамолеты Ан-140, Ан-148 и Ан-158, транспортные самолеты Ан-124 («Руслан»), Ан-225 («Мрия»), Ан-26 и перспективный Ан-70, специализированные самолеты Бе-200, учебно-боевые самолеты Як-130 и L-15, а также ряд тактических ракет. Основным российским контрактом предприятия является подписанный в 2011 году с холдингом «Вертолеты России» 5-летний договор на 1,5 млрд. долл. США, по которому ежегодно должно поставляться до 270 двигателей для вертолетов Ка-31, Ка-32, Ми-17, Ми-8 МТВ, Ми-24, Ми-28. На текущий момент этот контракт фактически заморожен ввиду прекращения военно-технического сотрудничества между Украиной и Москвой. Тем не менее, предприятию судя-по всему удается обходить данное эмбарго путем реализации своей продукции через совместные предприятия в Белоруссии и Китае. Это и позволяет ПАО «Мотор Сич» продолжать генерировать львиную долю положительного денежного потока.

Перспективы новых рынков сбыта. В условиях мировой конкурентной борьбы на рынке авиадвигателестроения ПАО «Мотор Сич» приходится сталкиваться с такими гигантами авиационной отрасли, как «General Electric» (США), «Pratt&Whitney» (Канада), «Snecma/Turbomeca» (Франция), «BMW Rolls-Royce» (Германия/Англия), которые получают государственную финансовую и правовую поддержку, как в научно-исследовательских целях, так и в продвижении на рынке новой продукции. Несмотря на высоко конкурентную борьбу в авиастроительной отрасли ПАО «Мотор Сич» продолжает налаживать поставку своих двигателей в Польшу и Австрию. А именно, — предприятие заинтересовано в использовании своих двигателей «МС-500В» на польских вертолетах. Также в начале 2015 года, с австрийской компанией «Diamond Aircraft» — крупным производителем легких самолетов, был заключен долгосрочный договор, который предполагает поставку для самолета «DA50-JP7» турбовинтового двигателя «АИ-450С», разработанного госпредприятием «Ивченко-Прогресс» и изготовленного на «Мотор Сичи». В текущем, 2016 году, предприятие продолжило сотрудничество и исполнение долгосрочных контрактов на поставку и ремонт авиационной техники:

  • для Индии – поставка двигателей «АИ-20Д» сер. 5, ремонт двигателей ТВЗ-117 разных модификаций, АИ-20Д сер. 5,АИ-9В;
  • для Китая — поставка двигателей АИ-222К-25;
  • для Алжира — ремонт двигателей ТВ3-117 различных модификаций, АИ-9В, АИ-25ТЛ и поставка запчастей к ним.

Тем не менее, потенциальные и действующие поставки в странны дальнего зарубежья пока слишком малы и не сравнимы с возможной полной потерей российского рынка.

В Украине же ПАО «Мотор Сич», для нужд Министерства обороны, поставляет и ремонтирует авиадвигатели семейства «ТВ3-117» и вертолеты, а также выполняет ремонт авиадвигателей различных типов и модификаций, техники наземного применения. Наиболее крупными украинскими потребителями в 2015  году  были и остаются  Министерство обороны  Украины, ГП «КАЗ «Авиакон» (г. Конотоп), ГП «АНТОНОВ» (г. Киев), ГП «Укрспец-экспорт».

Фундаментальные показатели. В первом полугодии 2016 года компания, согласно МСФО, сократило чистую прибыль на 19,3%, до 1,284 млрд. грн., тогда, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, в котором чистая прибыль составила 1,576 млрд. грн. Доход компании сократился за отчетный период на 26,8%, или на 1,855 млрд. гривен до 5,063 млрд. гривен в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Во втором квартале текущего года компания увеличила чистую прибыль на 75,8%, до 978,996 млн гривен по сравнению со вторым кварталом прошлого года, а доход, за второй квартал сократился на 23,8%, или на 0,926 млрд гривен до 2,963 млрд гривен. Чистая прибыль же за 2015 год составила 3,4 млрд. грн.  увеличившись почти в 2,2 раза по сравнению с аналогичным показателем в 2014 году.

 Показатель (%)     Период
 2011 2012 2013 2014 2015
EBITDA, млн. грн.  2284,17 3108,03 2591,97 4138,72 6627,31
 P/E 3,45 2,19 2,76 3,33 1,16
P/S 0,8 0,64 0,48 0,53 0,3
P/B 0,91 0,63 0,4 0,47 0,28

Рентабельность продаж (показатель отражающий долю чистой прибыли в объеме продаж) в 2015 году составила 25,7%;

Рентабельность текущих активов (показатель характеризующий эффективность использования оборотных активов и показывающий, какую прибыль приносит единица оборотного капитала предприятия) — 24,4%, что положительно характеризует финансовую деятельность предприятия.

Рентабельность собственного капитала (определяет эффективность использования вложенных в предприятие средств, в отчетном году) составила 24,3%. Данный показатель находится на достаточно высоком уровне, что свидетельствует об эффективной деятельности предприятия.

Что же касается кредитных займов, то управление и распределение собственных денежных потоков на предприятии в 2015 году можно охарактеризовать, как эффективное, что позволило осуществлять текущую хозяйственную деятельность ПАО без дополнительного привлечения кредитных средств. За 2015 год удельный вес кредитных ресурсов в пассивах уменьшился с 2,4% до 2,2%.

Рекомендация. Покупать от текущих уровней 1850-1950 грн., с целевыми техническими отметками фиксации прибыли 2125 грн. и 2400 грн. Фундаментальная же цена акции, исходя из показателя балансовой стоимости акции (собственный капитал/кол. акций) равна 7015 грн., т.е. на текущий момент акция торгуется с дисконтом почти в 70% к своей балансовой стоимости.

Структура акционеров

Мотор сич: структура акционеровЧистая прибыль за 2011-2015 г.г.

Мотор Сич динамика прибыли

Удельный вес экспорта в выручке от реализации 2011-2015 г.г.

Удельный вес экспорта в выручке

Поступившие денежные средства в 2015 году по видам продукции, в %

Мотор Сич - денежные средства

Выручка от реализации за 2011-2015 г.г.

Мотор Сич динамика выручкиДинамика удельного веса кредитных ресурсов в пассивах за 2011-2015 г.г.

Мотор Сич динамика вес кредитов